- отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;
- отчета о движении денежных средств (в части денежных потоков по операционной деятельности, классификации в отчете процентов и дивидендов, гармонизации показателей с данными отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе);
- примечаний к отчетности.
При этом часть требований МСФО (IAS) 1 перетечет в новый стандарт, в том числе, его требования к отчету о финансовом положении и отчету о совокупном доходе, требования к регулярности составления и представления отчетности, классификации активов и обязательств и многое другое.
С момента начала действия МСФО (IAS) 1 прошло уже около 15 лет, за которые существенно изменились экономические условия, финансовая конъюнктура, появились новые сделки, новые потребности экономических субъектов. Цель внесения изменений обусловлена, в первую очередь, растущими потребностями инвесторов, которые хотят видеть в отчетности сопоставимую, прозрачную, оптимально агрегированную и полезную информацию об отчитывающейся компании.
1. Промежуточные итоги и структура отчета о прибыли или убытке;
2. МСФО (IFRS) 18 вводит три отдельных категории в структуре отчета о прибыли или убытке:
- Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность, и два подытога в структуре отчета – итог по операционной прибыли и прибыли без учета финансовых доходов и расходов и налогов. - Операционная прибыль позволит подытожить картину по операционной деятельности, второй подытог позволит понять размер прибыли без учета результата от финансовой деятельности.
- Структура отчета о прибыли или убытке будет выглядеть следующим образом:
Ожидается, что МСФО (IFRS) 18 также будет включать допустимые варианты учетной политики в отношении классификации определенных доходов и расходов для предприятий различных сфер деятельности. Например, банки и страховщики будут признавать свои доходы и расходы в составе операционной деятельности, в то время как остальные компании отразят аналогичные операции в разделе инвестирования и/или финансирования.
Совет по МСФО надеется, что промежуточные итоги помогут улучшить структуру отчета, обеспечить лучшую сопоставимость и прозрачность, а также повысить качество отчета для целей прогнозирования и оценки маржи.
В настоящее время довольно распространенным явлением является отражение в отчетности финансовых коэффициентов (чистый денежный поток, EBITDA, рентабельность капитала и т.д.). При этом с одной стороны, МСФО не содержат четких формул и требований в отношении их расчета (что само по себе является средой для манипулирования ими), с другой стороны, данные показатели становятся предметом особого интереса инвесторов.
Поэтому МСФО (IFRS) 18 вводит требование о раскрытии финансовых коэффициентов эффективности в одном примечании, где должна быть раскрыта следующая информация:
- заявление о том, что представленные коэффициенты отражают точку зрения руководства;
- пояснение причин, почему компания презентует такие коэффициенты;
- презентация порядка их расчета, который возможно проверить/сопоставить с данными отчетности и/или соответствующих пояснений, регулируемых МСФО (что обеспечит их проверяемость и прозрачность);
- раскрытие причин изменений финансовых коэффициентов.
Совет по МСФО считает, что данные требования помогут повысить прозрачность информации о финансовых коэффициентах и соответственно понимание их пользователями.
В существующих обстоятельствах некоторые компании-составители манипулируют показателями отчетности путем различной презентации одних и тех же данных, при этом не нарушая МСФО, поскольку стандарты содержат только общие указания в отношении презентации данных отчетности и раскрытия информации. Иногда случается, что некоторые компании-составители на легитимной основе не представляют достаточно подробную информацию в отчетности или скрывают определенную информацию, невыгодную для компании. Для этого МСФО (IFRS) 18 вводит следующие требования:
- повышенные требования к группировке информации;
- рекомендации относительно того, должна ли информация презентоваться в составе форм отчетности («на лице отчетности») или достаточно раскрыть ее в примечаниях;
- требования к раскрытию информации об элементах, скрывающихся в составе строк «прочие».
Эти дополнительные требования призваны помочь компаниям решить, как группировать информацию, повысить прозрачность, сопоставимость отчетности и ее полезность для пользователей.
Совет стремится соблюдать баланс между выгодами для пользователей отчетности и затратами для составителей отчетности, поэтому в октябре 2023 года в проект стандарта были внесены дополнительные правки по результатам обсуждений и консультаций, касающиеся доходов и расходов, полученных от ассоциированных компаний и совместной деятельности, а также в отношении выделения такой категории как «необычные доходы и расходы». Вместе с тем Совет по МСФО решил, что в случае, когда компания в отчете о прибыли или убытке презентует данные «по функциям», операционные расходы должны быть презентованы там же (а не в пояснениях) в разрезе пяти категорий «по характеру»: амортизация ОС, амортизация НМА, расходы на персонал, обесценение, списание ТМЦ. Для расчета финансовых коэффициентов принято решение разрешить применение упрощенного подхода в отношении расчета влияния налогового эффекта. Курсовые разницы могут быть отражены в составе операционной деятельности, когда их разделение на другие категории потребует существенных затрат, в иных случаях они должны быть разделены на операционную, финансовую и инвестиционную деятельность.
Как отметил в своем пресс-релизе Совет по МСФО, изменения коснутся отчитывающихся компаний в отношении презентации ими финансовых результатов, качества информации, доступной для пользователей, а также объема информации, которую проверяют аудиторы, и требуют регуляторы. Таким образом международные стандарты не стоят на месте и шагают в ногу со временем, обеспечивая изменяющиеся запросы всех пользователей. Уже очень скоро будет возможность оценить, сбудутся ли планы Совета, и какая редакция будет у финального документа. Надеемся, что русскоязычная версия стандарта также не заставит себя долго ждать.